geomassiv-yug.ru

Признание банкротом ооо судом

Закрыть ... [X]

  Особенности реализации права на подачу заявления о банкротстве В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — ХПК) содержится общее правило, что право на обращение в хозяйственный суд, как правило, зависит от воли лица, чьи права и законные интересы, по его мнению, нарушены или оспариваются. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ХПК и другими законодательными актами, когда речь идет о защите публичного интереса (государственных, общественных интересов, интересов неопределенного круга лиц и т.д.). Здесь такое право имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и самоуправления, иные органы.   В законодательстве о банкротстве также присутствует в некоторой степени деление на защиту права частного и публичного. Право на обращение в хозяйственный суд зависит не только и не всегда от воли лица, которое обращается в хозяйственный суд, но и от того, какие конкретно обязательства не исполнил должник: денежные обязательства перед кредиторами и (или) обязательства по уплате обязательных платежей. Можно констатировать, что в судебных процедурах по делам о банкротстве чаще присутствует защита публичного интереса, поскольку практически каждое такое дело затрагивает интересы неопределенного круга лиц (в широком смысле слова). Поэтому и круг лиц, имеющих право на обращение в хозяйственный суд, здесь несколько иной, чем в ХПК. В законодательстве о банкротстве различаются также заявление должника и заявление кредитора.
  Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают:
  должник, кредитор (в том числе представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (далее — уполномоченный орган).
  Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы.
  Действующий Закон об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — Закон о банкротстве) значительно расширил перечень лиц, имеющих право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве должника. Такое заявление вправе подать не только сам должник и его кредитор, но также прокурор, Департамент по санации и банкротству Министерства экономики, налоговые органы, органы Комитета государственного контроля, ликвидационные комиссии, а также другие органы и лица, которым законодательством предоставлено право выступать в защиту интересов государства, общества, юридических и физических лиц в соответствии со статьями 6 — 8 и 10 Закона о банкротстве. Впервые к числу кредиторов отнесен представитель работников должника в отношении обязательств должника, вытекающих из трудовых отношений.
    Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом (далее — заявление кредитора) обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
  Правом на подачу заявления кредитора в хозяйственный суд от имени Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь обладают уполномоченные органы. К налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы Закона о банкротстве, регламентирующие правовое положение кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
    В случаях, когда кредиторами по денежным обязательствам являются Республика Беларусь, административно-территориальная единица Республики Беларусь, заявление кредитора может быть подано в хозяйственный суд уполномоченными ими органами, в том числе органом государственного управления по делам о банкротстве, прокурором и местным исполнительным и распорядительным органом.
    Заявление о банкротстве должника, подаваемое налоговым или иным уполномоченным органом, выступающим от имени кредиторов — Республики Беларусь, административно-территориальной единицы Республики Беларусь, по обязательным платежам, должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.
  Подача в хозяйственный суд заявления о банкротстве банка, страховой организации, организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, ликвидируемой организации, а также в отношении отсутствующего должника имеет свои особенности.
  О лицах, имеющих право подачи заявления о банкротстве, содержатся разъяснения и в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2003 года №11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства) (далее — постановление Пленума № И).
  В пункте 6 этого постановления говорится, что правом на обращение в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве должника обладают лица, указанные в статьях 6, 10, 22, 28, 29, 211, 226, 234, 247, 250 Закона о банкротстве, а также другие лица в случаях, установленных законодательными актами, иными правовыми актами Президента Республики Беларусь.
  В частности, с такими заявлениями вправе обратиться должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы и организации.
  В случае обращения в хозяйственный суд с заявлениями о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) хозяйственные суды возвращают такие заявления заявителям в соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве как не соответствующие требованиям, предусмотренным статьями 22— 30 Закона, части третьей подпункта 1.11 и части второй подпункта 1.12 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства» (далее — Указ № 508).
  Государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника о своем банкротстве по согласованию с государственным органом, выступающим в соответствии с законодательством от имени собственника, в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы (пункт 7).
  Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве (далее — заявление должника) является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.
  Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).
  Должник — юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
  Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.
  Как уже указывалось выше должник также вправе (в предусмотренных Законом о банкротстве случаях — обязан) подать заявление о своем банкротстве в хозяйственный суд. В статье 7 Закона о банкротстве указывается, что основанием для этого может быть только неплатежеспособность должника, имеющая устойчивый характер. В соответствии с пунктом 14 главы четвертой Инструкции по анализу организация-должник считается устойчиво неплатежеспособной, если имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85. Более того, в Указе № 508 установлено, что наряду с основаниями, предусмотренными законодательством о банкротстве, дополнительным основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85.
  Закон о банкротстве предоставляет право должнику обратиться в хозяйственный суд с заявлением о предвидении своего банкротства. Такие ситуации возможны, когда срок исполнения обязательств перед кредиторами еще не наступил, но имеются обстоятельства, с очевидностью свидетельствующие, что должник через непродолжительное время станет экономически несостоятельным. Например, хозяйственным судом предоставлена отсрочка исполнения судебного решения о взыскании с должника задолженности, которую он не в состоянии уплатить.
  Право обращения должника в хозяйственный суд в предвидении своего банкротства в ряде случаев может служить дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов как самого должника, так и его кредиторов.
  Руководитель должника — юридического лица, подписывающий заявление в хозяйственный суд, обязан знать, что прежде чем подать в хозяйственный суд заявление должника о своем банкротстве должно состояться решение компетентного органа о ликвидации или ином прекращении деятельности юридического лица. В хозяйственных обществах и товариществах, в производственных кооперативах решение этого вопроса отнесено, как правило, к исключительной компетенции их представительных органов — общих собраний учредителей (участников) (статьи 57, 68, 80, 85, 91, 103, 104, 112 ГК). Унитарные предприятия могут быть ликвидированы по решению собственника их имущества (статья 276 ГК).
  Анализ статьи 8 Закона о банкротстве позволяет сделать вывод, что исключением из правила о предварительном решении компетентного органа являются случаи, когда обращение в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве должника — юридического лица является обязанностью руководителя этого юридического лица.
  Обязанность по оповещению трудового коллектива о подаче заявления должника о своем банкротстве должна быть выполнена руководителем должника — юридического лица таким доступным образом, который бы позволил подтвердить надлежащее и своевременное извещение об этом факте.
  Требования к форме и содержанию заявления должника установлены в статье 23 Закона о банкротстве.
  Заявление должника подается в хозяйственный суд в письменной форме. Заявление должника подписывается руководителем должника либо должником — индивидуальным предпринимателем.
  В заявлении должника должны быть указаны:
  наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
  имя (наименование) должника, его место нахождения, почтовый адрес и банковские реквизиты;
  размер требований кредиторов по денежным обязательствам, нe оспариваемым должником;
  размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту);
  сумма вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам;
  размер задолженности по обязательным платежам;
  обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  сведения о принятых к производству общим и хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах;
  сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
  номера счетов должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, почтовые адреса банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;
  сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;
  иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника согласно статьям 7 и 8 Закона о банкротстве и необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве;
  перечень прилагаемых документов.
  Наряду со сведениями, предусмотренными частью второй статьи 23 Закона о банкротстве, в заявлении должника — индивидуального предпринимателя указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.
  В заявлении должника наряду со сведениями, предусмотренными настоящей статьей, могут также содержаться сведения об имеющихся у должника ходатайствах.
  Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.
  В статье 23 Закона о банкротстве подробно регулируются вопросы обращения в хозяйственный суд должника с заявлением о своем банкротстве. Аналога подобного заявления, с учетом специфики дел о банкротстве, мы не найдем ни в ХПК, ни в ГПК, ни в другом процессуальном законе. Такое заявление должно содержать максимальный объем информации об активах и пассивах должника, его финансовом положении и возможности выхода из экономического и социального кризиса. Поэтому в указанной статье достаточно подробно перечислены процедурные вопросы формы и содержания заявления должника.
  В частности, следует подчеркнуть, что заявление должника — юридического лица подписывается его руководителем, а должника — индивидуального предпринимателя — им самим. В отличие от ХПК Закон о банкротстве не говорит о возможности передачи права подписания такого заявления другим лицам, в том числе заместителям руководителя юридического лица или другим представителям должника. Вместо руководителя заявление может быть подписано в период его отсутствия только лицом его замещающим.
  С учетом понятия и установленных признаков самого банкротства должник в своем заявлении обязан раздельно указать размер требований по каждой из перечисленных в статье группе кредиторов по денежным обязательствам, который он не оспаривает, а также отдельно размеры задолженности другого характера.
  Если по указанным требованиям имеются вступившие в законную силу решения и определения об утверждении мирового соглашения хозяйственного или общего суда, приговоры общего суда и решения третейского суда, они считаются установленными и не подлежат оспариванию. Поэтому о них в заявлении целесообразно указать отдельно.
  Заявление должника должно содержать обоснование невозможности удовлетворения требований кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов с анализом активов и пассивов, выделением ликвидного и неликвидного имущества, определением перспективы получения задолженности от своих дебиторов и т.п.
  В связи с тем, что после возбуждения конкурсного производства возможно приостановление исполнительных документов о взыскании с должника его долгов; запрещение наложения ареста на имущество должника некоторыми другими органами, кроме хозяйственного суда; наступление других правовых последствий, — то должник обязан указать в своем заявлении также сведения о принятых к производству общими и хозяйственными судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах.
  Должник обязан изложить в своем заявлении все сведения, указанные в части второй статьи 23 Закона о банкротстве (их наличие или отсутствие). В противном случае хозяйственный суд в соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве обязан возвратить заявление должнику. Исключение сделано только для тех случаев, когда подача заявления о своем банкротстве является обязанностью должника (смотри статью 8 Закона о банкротстве).
  Вместе с тем Закон о банкротстве позволяет должнику указать иные сведения и ходатайства, которые могут оказать влияние на правильное разрешение дела о его банкротстве.
  Указом № 508 дополнительно установлено (подпункт 1.1.4.), что государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, выступающим в соответствии с законодательством от имени собственника, в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы.
  В отличие от правил, установленных ХПК, Закон о банкротстве требует, чтобы должник сам направил копии своего заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве (смотри статью 20 Закона о банкротстве).
  О документах, прилагаемых к заявлению должника, говорится в статье 24 Закона о банкротстве.
  К заявлению должника помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с ХПК, прилагаются документы, подтверждающие:
  наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.
  К заявлению должника также прилагаются:
  список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов;
  бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника — индивидуального предпринимателя или их копии, заверенные в нотариальном порядке;
  решение учредителей (участников) должника — юридического лица или собственника имущества должника — унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом о банкротстве подача заявления должника является обязательной;
  протокол собрания работников должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, на котором избран представитель работников должника для участия в судебном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.
  К заявлению должника о признании себя банкротом прилагаются документы, предусмотренные ХПК и законодательством о банкротстве.
В статье 160 ХПК приводится исчерпывающий перечень прилагаемых к исковому заявлению документов. Для решения вопроса о возбуждении производства по делу о банкротстве подается не исковое заявление, а заявление. Но на него распространяются правила статьи 160 ХПК. Поэтому в совокупности следует говорить, что к заявлению должника необходимо приложить:
  1) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере. Размер государственной пошлины с заявлений о признании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банкротами, подаваемых самими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями о своем банкротстве, составляет 3 базовые величины (подпункт 3.8 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 март 2003 года № 402). Об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений о банкротстве смотрите постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2000 года № 1734 (освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, уполномоченные в соответствии с законодательством на подачу заявлений о банкротстве; юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятий), а также являющиеся некоммерческими организациями, действующими в форме потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов, и индивидуальных предпринимателей за подачу заявлений о своем банкротстве, а также за подачу этими лицами в процессе производства по делу об их банкротстве иных исков и заявлений в суды);
  2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается требование должника о признании себя банкротом;
  3) подпунктом 1.12. Указа № 508 предусмотрено, что к заявлению должника, помимо документов, предусмотренных законодательством о банкротстве, прилагаются:
  документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;
  учредительные документы должника или их копии;
  расчет коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на основе данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, заверенных в установленном порядке.
  Документы, которые необходимо приложить к заявлению должника, в соответствии со статьей 24 Закона о банкротстве и Указом № 508 обусловлены спецификой самих дел о банкротстве.
  В частности, не имея полного списка должников и кредиторов должника — заявителя, хозяйственный суд не будет иметь представления о всех лицах, участвующих в деле о банкротстве, не сможет провести собрание кредиторов и т.д. Данные о кредиторской и дебиторской задолженности характеризуют финансовое положение должника.
  Или, например, протокол собрания работников должника необходим для того, чтобы удостовериться в полномочиях представителя работников должника.
  Если должник не приложит к своему заявлению документы, указанные в статье 24 и в ХПК (статья 160), оно подлежит возвращению заявителю (статья 32 Закона о банкротстве).
  Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом (далее — заявление кредитора) обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
  Правом на подачу заявления кредитора в хозяйственный суд от имени Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь обладают уполномоченные органы.
  К налоговым и иным уполномоченным органам применяются положения Закона о банкротстве о кредиторах, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
  Основаниями для подачи заявления кредитора могут быть:
  наличие у кредитора достоверных данных о неплатежеспособности должника, если эта неплатежеспособность имеет или приобретает устойчивый характер;
  применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение одного месяца за неимением имущества, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований;
  неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого кредитор намерен подать заявление кредитора. Продолжительность срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого он намерен подать заявление кредитора, не может быть менее одного месяца;
  невыплата денежных средств кредитору (кредиторам) по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в течение срока, предусмотренного законодательством или устанавливаемого в соответствии с ним;
неплатежеспособность должника, умышленно вызванная деянием должника — индивидуального предпринимателя и (или) деянием физического лица, являющегося заинтересованным лицом в отношении должника, за которые они привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законом;
  утаивание или растрата имущества должника либо совершение иных действий должником — индивидуальным предпринимателем или заинтересованным лицом в отношении должника, в результате которых должник стал неплатежеспособным;
  недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов (статья 247 Закона о банкротстве);
  сообщение должником кредитору в хозяйственный суд или в средствах массовой информации о своей неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в том числе согласно статье 255 Закона о банкротстве.
  Закон о банкротстве предусмотрел не только требования, предъявляемые к заявлению должника, но и основные условия для подачи заявления кредитора.
  В статье 10 Закона о банкротстве уточняется, что право на подачу заявления кредитора имеют не любые кредиторы, а только признаваемые Законом о банкротстве конкурсными кредиторами (смотри статью 1 Закона о банкротстве).
  В качестве конкурсного кредитора могут выступать не только юридические и физические лица, но и Республика Беларусь, и административно-территориальные единицы Республики Беларусь как участники имущественного оборота. В этом случае заявление о банкротстве должника подается в хозяйственный суд от имени государства или административно-территориальной единицы соответствующими уполномоченными органами. Эта норма Закона о банкротстве вытекает из требований гражданского законодательства. ГК (статья 125) устанавливает, что от имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Такое же правило сформулировано в отношении органов местного управления и самоуправления, которые вправе выступать от имени административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Предусматривает ГК право также иных государственных органов, юридических лиц и граждан выступать от имени государства и его административно-территориальных единиц (пункт 3 статьи 125).
  Право на подачу заявления о признании должника банкротом имеют также налоговые и иные уполномоченные органы. Статья
10 Закона о банкротстве также распространяет положения Закона о кредиторах на требования этих органов. Но уполномоченные государственные органы, представляя в данном случае государство, играют роль не участника имущественного оборота, а субъекта публично-правовых отношений, реализуя свои властные полномочия.
  Особенности обращения указанных органов в хозяйственные суды предусмотрены также в Указе № 508 и постановлении Пленума № 11. В частности, в пункте 17 постановления Пленума № 11 подчеркнуто, что налоговые и другие уполномоченные государственные органы подают в хозяйственный суд заявление о банкротстве градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и (или) обязанных совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы. В том числе обеспеченных гарантией Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь, а также иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами, только в случае принятия должником, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.
  При этом хозяйственные суды должны учитывать, что налоговые и иные уполномоченные органы должны принимать решение в форме, определенной положениями в соответствии с их компетенцией. В частности, исполнительные комитеты принимают решения, министерства и ведомства издают приказы.
  В статье 10 Закона о банкротстве дан примерный перечень оснований для подачи заявления кредитора. Можно заметить, что среди перечисленных оснований имеются конкретные действия или бездействия (невозможность в течение одного месяца принудительное исполнение из-за отсутствия у должника имущества; неисполнение должником обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности; сообщение должником кредитору в хозяйственный суд или в средствах массовой информации о своей неплатежеспособности). Указ № 508 установил иные основания для подачи заявления кредитора о банкротстве должника и правила их определения. Пункт 1.11. Указа № 508 предусматривает, что основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника банкротом (далее — заявление кредитора) являются в совокупности:
  наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
  применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
  наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, — в размере 2500 базовых величин и более.
  Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве при возникновении соответствующих оснований.
  Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, кроме того, в своем постановлении № 11 (пункт 12) разъяснил хозяйственным судам следующее. Хозяйственные суды при оценке обстоятельств, связанных с наличием у кредитора достоверных и документально подтвержденных данных о неплатежеспособности должника, должны исходить из того, что кредитор, как правило, не имеет возможности получить полную информацию о неплатежеспособности должника, за исключением случаев, когда с такими заявлениями обращаются прокурор, инспекции Министерства по налогам и сборам и другие уполномоченные органы.
  Документами, подтверждающими неплатежеспособность должника, которые необходимы для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению кредитора, могут быть: акт судебного исполнителя о невозможности взыскания, приказы и другие документы, возвращенные из банка или небанковской кредитно-финансовой организации, справки указанных организаций об отсутствии денежных средств на счете должника, переписка кредитора с должником и судебными инстанциями по вопросу исполнения договорных обязательств и исполнительных документов и другие документы.
  При обращении с заявлением о банкротстве отсутствующего должника инспекции Министерства по налогам и сборам в подтверждение принятия мер по применению к должнику принудительного исполнения представляют документы по бесспорному взысканию сумм с расчетного счета должника, акты об отсутствии имущества и документы, свидетельствующие об отсутствии сведений о местонахождении должника, а также другие документы.
  Размер задолженности, необходимый для обращения с заявлением о банкротстве, определяется исходя из размера базовой величины, действующей на дату обращения с заявлением.
  Форма и содержание заявления кредитора оговорены в статье 25 Закона о банкротстве.
  Заявление кредитора подается в хозяйственный суд в письменной форме. Заявление кредитора подписывается соответственно руководителем кредитора — юридического лица или его представителем либо кредитором — физическим лицом или его представителем.
  В заявлении кредитора должны быть указаны:
  наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
  имя (наименование) должника, его почтовый адрес и банковские реквизиты;
  имя (наименование) кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты;
  размер требований кредитора к должнику с отдельным указанием размера подлежащих уплате процентов и неустойки (штрафа, пени);
  обязательства должника перед кредитором, из которых возникли требования, а также срок исполнения обязательств;
  доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившие в законную силу решения общего и (или) хозяйственного судов, а также исполнительные документы;
  основания для подачи заявления кредитора согласно части четвертой статьи 10 Закона о банкротстве;
  иные сведения, необходимые для правильного разрешения дели о банкротстве;
  перечень прилагаемых документов.
  В заявлении кредитора могут также содержаться сведения об имеющихся у кредитора ходатайствах.
  Кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.
  Требования, предъявляемые к содержанию заявления кредитора, имеют определенную специфику.
  Во-первых, статья 25 Закона о банкротстве содержит практически ответы на все вопросы по форме и содержанию заявления кредитора. Поэтому кредиторам достаточно руководствоваться этой нормой для подготовки своего заявления.
  Во-вторых, в отличие от заявления должника заявление кредитора может быть подписано не только соответственно руководителем юридического лица — кредитора или кредитором — гражданином, но и их представителями. При оформлении полномочий представителя придется вспомнить статьи 76 — 82 ХПК.
  Помимо общих сведений в заявлении кредитора должны содержаться и такие, которые характерны только для заявления кредитора.
  Например, должен быть указан размер требований кредитора к должнику с отдельным указанием размера подлежащих уплате процентов и неустойки (штрафа, пени). Это связано с тем, что в соответствии со статьей 4 Закона о банкротстве проценты и неустойка в базовый размер платежных требований не включаются. Но учитываться они должны.
  В заявлении кредитора обязательно должны быть указаны обязательства должника перед кредитором, из которых возникли требования, а также срок исполнения обязательств. Включение этих сведений в заявление кредитора обусловлено тем, что должник может оспаривать требования кредитора. Хозяйственному суду придется проводить судебное заседание по защите требований кредиторов.
  Необходимо сослаться в заявлении кредитора на доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе по составу и размеру денежных обязательств и обязательных платежей. Если имеются соответствующие судебные постановления, подтверждающие требования кредитора, их также необходимо указать (статья 4 Закона о банкротстве).
  Кредитор, как и должник, также имеет право указать иные сведения и ходатайства, необходимые, по его мнению, для правильного и оперативного разрешения дела о банкротстве. Перечень доказательств обоснованности требований кредитора, содержащийся в комментируемой статье, не является исчерпывающим.
  Кредитор должен направить копию своего заявления только должнику. Кстати, о способе направления (почтой, факсом, телеграфом и т.д.) заявления должника и заявления кредитора в Законе о банкротстве ничего не говорится. Надо полагать, что в данном случае нужно руководствоваться соответствующими нормами ХПК, но есть необходимость и в разъяснении Пленума или Президиума Высшего Хозяйственного Суда по этому вопросу.
  Требования к кредитору в статье 25 Закона о банкротстве также изложены в императивной форме: «В заявлении должны быть указаны...». Поэтому, если он не выполнит перечисленных требований к форме, содержанию заявления и прилагаемым документам, заявление будет ему возвращено хозяйственным судом (статья 32 Закона о банкротстве).
  Документы, прилагаемые к заявлению кредитора, перечислены в статье 27 Закона о банкротстве.
  Помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с ХПК, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:
  обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
  основания для подачи заявления кредитора;
  иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
  Если заявление кредитора подписано представителем кредитора, то к заявлению прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия на подачу такого заявления. К заявлению кредитора также прилагаются (при их наличии) решения общего и (или) хозяйственного судов, рассматривавших требования кредитора к должнику, а также исполнительные документы.
  Как и должнику, кредитору к своему заявлению необходимо приложить соответствующие документы, предусмотренные ХПК и законодательством о банкротстве. В частности, в статье 160 ХПК предусмотрено приложение документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.
  Размер государственной пошлины с заявлений о признании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банкротами, подаваемых кредиторами, составляет 10 базовых величин (подпункт 3.8 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 года N 402). Об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) смотрите постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2000 года № 1734.
  В подпункте 1.11 пункта 1 Указа № 508 установлено, что к заявлению кредитора, помимо документов, предусмотренных законодательством о банкротстве, прилагаются:
  документы, подтверждающие направление должнику копии заявления кредитора;
  документы, свидетельствующие о принятии мер по исполнению в принудительном порядке денежных обязательств и обязательных платежей.
  Возможность объединения требований кредиторов предусмотрена статье 26 Закона о банкротстве.
  Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности должника по различным требованиям.
  Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и подать в суд одно заявление кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.
  Отношения кредиторов с должником возможны на разных основаниях (права собственности и других вещных прав, предпринимательской деятельности, договорные и внедоговорные и т.п.), могут быть основаны на всевозможных договорах (аренды, кредитных, купли-продажи, подряда, перевозки и т.д.), и задолженность должника может образоваться вследствие невыполнения различных обязательств. Закон о банкротстве предусматривает, что заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по всем обязательствам перед конкретным кредитором.
  Виктор Каменков, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист Республики Беларусь  

поиск по сайту

    Альянс АРС Групп:                 распродажа   вопрос Кто вы?   управляющий 781   судья 226   юрист 996   банкрот 429   кредитор 589   статистика каталоги     Яндекс цитирования     Каталог TUT.BY       Rating All.BY       META - Украина. Украинская поисковая система   Наши партнеры:  
Источник: http://www.bankrot.by/oa/3


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Банкротство. Процедура, сведения, закон о банкротстве в РБ Аренда для свадьбы набережные челны

Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом Признание банкротом ооо судом

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ